На сегодняшний день в нашей стране сложилась просто таки уникальная
ситуация - каждый четвертый в стране - предприниматель. Хотя еще 20 лет
назад тогдашние лидеры бывшей нашей родины заявляли, что у нас этой
дряни, т.е. предпринимательства, просто на просто не существует и все.
Вот тебе дозаявлялись, теперь бизнес поменяв имя с обидного -
спекуляция на респектабельное и звучное - собственное дело, обеспечивает
достаточно большое количество наших сограждан куском хлеба, кого и с
маслом, а некоторых и с икрой. Так что, частный бизнес в Украине
развивается стремительно и неудержимо. Неудивительно, что молодежь, как
наиболее активная и наиболее прогрессивная часть общества, стороне и
принимает активное участие в развитии бизнес тенденций. Однако, молодежь
может натолкнуться при этом множество проблем: от банального - "А чем,
собственно, заниматься", в отчаянного - "Где взять деньги на начало
дела".
Так вопросов много, еще больше подводных камней и скал о которые
довольно часто разбиваются корабли с розовыми парусами. Для того чтобы
не стать потенциальным кормом для рыб в опасном море бизнеса необходимо
иметь четко сформулированную цель, владеть актуальной информацией и
иметь совершенно продуманный и обоснованный план действий, которые
необходимо осуществить, чтобы достичь поставленной цели.
То есть Вам нужен бизнес-план. Или другими словами, документ, в котором
описывается идея, необходимые ресурсы, исследуется рынок, дается оценка
стратегии маркетинговой и финансовой политики, рассчитывается и
обосновывается конечный результат реализации Вашего проекта. Многие
бизнесмены-новаторов не понимают всю важность данного документа.
Объясняем: грамотно написанный бизнес-план позволит Вам четко
сформулировать идею, определить механизмы, собрать и оценить всю
необходимую информацию, предусмотреть возможные риски и продумать меры
для нивелирования негативных последствий, что само собой является
большим плюсом для Вашего дела, но возможно бизнес-план станет тем
ключом который откроет перед Вами сердце и сейф инвестора.
По своей природе бизнес-план может отличаться, например по масштабу
планирования, сути проектов, назначению. Однако все они имеют одну цель -
разработка стратегии достижения цели. Логично, что коммерческий
бизнес проект имеет примерно одинаковую структуру, а именно:
Резюме - этот раздел представляет собой краткое описание всего плана.
Данная часть может включать также краткое описание проблемы, которую
призван решить проект, информацию об исполнителе, краткое описание
мероприятий и обязательно, результаты проекта. Как правило резюме пишут
уже после написания самого бизнес-плана. поскольку этот раздел
предназначен для инвестора, то необходимо кратко, точно и четко описать
Ваш проект, но сделать это так, чтобы заинтересовать его, то может быть и
так, что прочитав резюме инвестор просто отложит бизнес-план где несут в
долгий ящик. Так вот, Ваша задача написать резюме так, чтобы этого не
произошло.
Описание отрасли - в данном разделе следует описать рынок и характерные
для данного рынка тенденции, состояние выбранной Вами отрасли,
законодательство регулирующее отношения в данной области, тенденции
развития данного сегмента экономики и т.д..
Описание товара или услуг - приводят характеристику товара,
обосновывают его необходимость подтверждая это данными полевых
маркетинговых исследований, раскрывают в общем технологию производства,
рассчитывают себестоимость продукта.
Рынок - в данном разделе необходимо охарактеризовать рынок провести его
сегментацию, определить максимальные и реальные объемы продаж. С этой
целью проводят основательные маркетинговые исследования, поскольку,
данная часть позволяет оценить целесообразность всего дела, и дать ответ
на вопрос стоит ли начинать данный проект вообще. Поэтому информация
представлена в данном разделе должно быть максимально объективной.
Конкуренты - этот раздел должен содержать информацию о Ваших
потенциальных конкурентов, причем информация должна быть как самой
полной и объективной. Не допустим в этом и предыдущем разделах выдавать
желаемое за действительное.
План стратегии маркетинга - данный раздел посвящается обоснованию
выбранной концепции маркетинговой политики, установленной цены, каналов
сбыта, рекламы и других средств продвижения товара. Выбирая концепцию
маркетинга целесообразно обратить отталкиваться от типа рынка -
монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, или чистая
конкуренция.
Производственный план - в данном разделе будущий предприниматель
указывает смету и спецификации необходимого оборудования и площадей.
Рассчитывает различные варианты получения необходимых для его бизнеса
средства указывает поставщиков, раскрывает технические аспекты
производства и т.д..
Организационный план - описание системы управления, перечень
необходимого персонала, организационная схема, основные принципы
управления. Разрабатывается кадровая политика, системы стимулирования и
определяют принципы профессионального обучения.
Юридический план - данный раздел посвящается определению правовой
организационной формы ведения хозяйства, раскрытию специфических
особенностей той или иной формы хозяйствования.
Риски и страхование - здесь должно быть описание всех возможных рисков
от внутренних рисков на самой фирме рискам общего масштаба. Необходимо
оценить каждый из возможных рисков и предложить меры по устранена
негативных последствий для вашего бизнеса.
финансовый план - заключается в разработке бюджетов на 3-5 лет.
Необходимо разработать бюджет поступлений на основе плана продаж, бюджет
расходов и график денежных потоков. Составить плановый баланс
предприятия. Важно, чтобы все расчеты объяснялись и обосновывались.
Данные за первый год желательно подавать в разрезе месяцев.
предложение фирмы - в данном разделе Вы подаете соотношения
привлеченного и собственного капитала, указываете сумму которую хотите
получить от инвестора, очерчиваете положительные моменты и эффект от
осуществления Вашего проекта.
Так что, мы выяснили, что написание бизнес-плана достаточно сложная и
кропотливая работа, однако этот документ для бизнесмена, как компас
для
моряка, даже больше. Поэтому счастливого Вам плавания в бешеном море
бизнеса.