Считается, что малый инновационный бизнес ученый придумал что-то полезное, воплотил его в изделии, вывел на рынок и занял рыночную нишу это главный двигатель научно-технического прогресса. После первых успехов экономисты ожидают постепенного роста объемов производства и превращения малого бизнеса в серьезную компанию.
Однако в реальности все несколько иначе: освоив небольшое производство, научный предприниматель категорически отказывается его расширять и останавливается на достигнутом, заявляя: «А мне больше не надо». Возможное решение этого парадокса нашли исследователи из Йенского университета прикладной науки во главе с Арндтом Лаутеншлаегером («International Journal of Entrepreneurial Venturing», 2011, т. 3, с. 359). Они измеряли изменения степени счастья основателя компании по мере ее роста. В опросе участвовало 440 руководителей малых компаний, работающих в области высоких технологий.
Если об успехе предприятия можно было судить по объективным данным объему продаж, прибыли, росту числа работников и так далее, то со счастьем предпринимателя было труднее. Кто-то видел его в выполнении поставленных задач, кто-то в личном обогащении, а кто-то в самореализации и свободе от начальства. Казалось бы, чем больше успехи, тем выше уровень счастья. Ан нет, зависимость получилась непростой. Если на этапе становления компании основатель действительно радовался каждому успеху, то по мере роста энтузиазм снижался и оказывалось, что успех предприятия делал ее хозяина все менее и менее удовлетворенным.
Отсюда вывод: для руководства очень важно вовремя заметить душевный разлад у начальства и подобрать ему замену. Например, применив в соответствии с принципом Питера (а он гласит, что в иерархии каждый стремится занять свой уровень некомпетентности) метод выдвижения пинком на какую-нибудь ритуальную должность самого главного президента совета генеральных директоров или посоветовав начать новое дело. В противном случае растущая неудовлетворенность может дорого стоить компании: эффект разочарованного отца-основателя окажется сродни клетке, которая будет сдерживать полет вольной птицы предпринимательской инициативы покрепче несовершенства налогового и прочего законодательства. Можно долго разговаривать на данную тематику, но я все таки склоняюсь к пословице, всех денег мира не заработать.
Автор статьи:
Бовин Артем
Источник - интернет журнал http://tainamira.net/