Прозрачность и простота, стабильность и равные условия для всех плательщиков налогов. Вот что хотел бы получить бизнес после реформирования фискальной системы. Ведь последняя сегодня - это большое количество налогов и сборов и сложность их администрирования, негативно влияет на инвестпривлекательность экономики Украины, способствует ее тенизации. Налоговая система (НС), как отмечает координатор гражданской платформы «Новая Страна» Валерий Пекар, не стимулирует ни предпринимательство, ни появления новых рабочих мест. Вместо этого она стимулирует коррупцию.
В то же время во властных кругах не устают напоминать, что НС должна быть не только простой, но и выполнять свою задачу - наполнять бюджет. Поэтому сейчас, в рамках обсуждения концепции реформирования, предприниматели и чиновники пытаются найти компромиссные решения. Как заявляют в Государственной фискальной службе (ГФС), они вместе с Министерством финансов разрабатывают много конструктивных предложений, которые уже поступили от бизнеса и общественности.
Ряд уже проведенных «круглых столов», в частности в столице показали: эксперты абсолютно солидарны в рациональности идеи отмены налогового учета (оставят бухгалтерский и
услуги по ведению бухгалтерского учета), а также в том, что уменьшать нагрузку на зарплату (речь идет о едином соцвзносе - ЕСВ) надо обязательно параллельно с проведением пенсионной реформы. Правда, на одном из первых «круглых столов» председатель ГФС Игорь Билоус заявил: ждать пенсионной реформы можно долго, а по ЕСВ - бизнес просит уменьшение, просто кричит об этом.
По мнению Оксаны Продан, ЕСВ можно будет существенно снизить, если минимальную пенсию будет гарантировать государство, а все остальное - через накопительный механизм. Ксения Ляпина добавляет, что пенсионное страхование в Украине так и не стало страхованием. «Вся солидарная часть является налогом, но условно называется страховкой. Надо перевести Пенсионный фонд спецфондом в бюджет и работать с ним как с частью бюджета. То есть, если не хватает средств, то пополнять за счет других налогов. Тогда можно придумывать компенсаторы и уменьшать нагрузку на зарплату. Без этого все концепции будут пиарными и налоговая реформа в отрыве от других реформ не будет. Не следует забывать еще об одной проблеме - мы немало меняем в законах, но это не работает. Законодательное изменение - это 20% того, что нужно сделать, а 80% приходится на внедрение. Вот куда должно идти гражданское общество» - говорит она.
Свой вариант изменений предлагает группа экспертов-юристов. Прежде всего они подчеркивают, что предложенные правительством изменения не меняют ставок НДС и налога на прибыль, корректируется только нагрузка на зарплату. В то же время в Грузии двукратное уменьшение ставок обернулось увеличением налоговых поступлений почти вчетверо. И пенсионный фонд там ликвидировали, а пенсии выплачивают в качестве помощи из бюджета.
Эксперты предлагают: «Зарплата один раз урезается налогом на доходы, а второй - в магазине - на НДС. Поэтому параллельное существование этих двух налогов вообще несправедливо. А считать доходами, что превышают 17 гривен в месяц - вообще преступление в отношении граждан. У нас сейчас 40% потребления обеспечивают 10% богатого населения. Деньгами могут поделиться и банки, которые часто оптимизируют налог на прибыль за счет проблемной дебиторской задолженности. Поэтому введение налога в 1% в наличные и безналичные валютообменные операции - и в обменниках, и на бирже, и на межбанке - медленно убьет любимое развлечение банков переводить средства из одной валюты в другую. А чтобы контролировать и кредитные операции, то целесообразно ввести 1% налог на гривневые кредиты, которые наши банки выдают иностранным гражданам, в том числе и их представительства в Украине».