Конечно, лучше начинать «правильно» - арендовать или купить помещение, отвечающее всем требованиям СЭС, вложить 50-60 тысяч долларов в качественное оборудование, нанять специалистов-поваров, приобрести небольшой парк авто и отладить систему логистики. Да, еще не плохо бы иметь собственный сайт и солидный рекламный бюджет…
Как правило, такой «парадный» выход на рынок по карману только существующим кафе и ресторанам, желающим задействовать простаивающие в утреннее и дневное время производственные мощности.
Среднестатистический же предприниматель, задумывающийся о выходе на рынок корпоративного питания, скорее замыслит превратить в производственный цех собственную кухню, у плиты поставить супругу или бабушку-соседку, а доставку обедов осуществлять на личном авто. И в рациональности ему, положа руку на сердце, не откажешь. Начнем с того, что особого выбора у него нет – кредит под умеренный процент взять практически невозможно, опыт работы в этой сфере зачатую отсутствует, да и клиентская база пока имеется только виртуально – в виде телефонного справочника предприятий города. А потому первые обеды готовятся на домашней кухне, а первые клиенты – работают поблизости. Естественно ни о каких предварительных заказах и речи не идет – заглянули в офис – «кто-нибудь сегодня кушать будет?» – «нет - тогда зайдем завтра…».
Если не полениться провести предварительную работу – и лично обойти все компании в округе, то реально набрать постоянную клиентскую базу из 5-10 фирм, которые будут покупать у вас ежедневно (кроме выходных, естественно) порядка 50 порций. А больше вы все равно в масштабах домашней кухни вряд ли приготовите. Так что львиную долю прибыли начинающему бизнесмену стоит откладывать на развитие и расширение бизнеса, иначе ваше «предприятие» никогда не выйдет за пределы домашнего приработка.
А пока посчитаем возможные доходы «кустарного» производства: учитывая, что 80% спроса по статистике приходится на недорогие обеды стоимостью до 60 рублей (при себестоимости в 30-40), в день вы сможете заработать до 1500 рублей (без учета расходов на бензин, пластиковую посуду и электричество).
Естественно, у этого бизнеса есть и своя специфика – меню нужно разнообразить, а обеды доставлять горячими и в определенное время. Не забывайте и о факторе сезонности – зимой более востребованы сытные калорийные блюда, летом - более легкая пища. Кстати, в теплое время года наблюдается некоторый спад - во-первых сезон отпусков, а во-вторых хорошая погода увеличивает число желающих прогуляться в обеденный перерыв до ближайшего открытого кафе. Ну и конечно пост – в этот период придется иметь на выбор как минимум два вторых – постное и мясное. Иначе вы рискуете потерять половину клиентов – мужчины, которые реже соблюдают пост, вряд ли согласятся питаться овощными котлетами…
О вкусовых качествах блюд даже говорить не стоит – от этого в принципе зависит успешность вашего бизнеса. Так что если готовить сами вы не умеете, нанять повара не можете, а желание заняться кейтерингом есть – постройте свой бизнес на доставке. Заключите договор с ресторанами и кафе на приготовление комплексных обедов – и бросайте все силы на поиск клиентов. Работа по приему заказов должна вестись постоянно, а потому, без диспетчера не обойтись – хорошо, когда есть домашний телефон и неработающие родственники. Кроме того, для работы вам потребуется личный авто и термосумки для перевозки обедов. При такой схеме работы надо стремиться с клиентами заключать договора на постоянное обслуживание (минимум на месяц) и оговаривать меню на несколько дней вперед. В этом случае вы обезопасите себя от убыточных поездок в другой конец города, чтобы продать всего две порции горячего.
И в заключении о доходах. Ваша выручка составит 25-35% от стоимости блюда – именно такую комиссию обычно предоставляют кафе и рестораны.