Напомним, что, являясь юридически договором независимых равноправных партнеров, в действительности договор франчайза все-таки предполагает концентрацию большей части полномочий в руках франчайзера (владельца франчайза). В то время как предприниматель, желающий открыть собственное дело по договору франчайзы, вынужден или смириться с выдвинутыми условиями, или искать другого партнера.
И тем не менее, если на стадии заключения договора обратить особое внимание на определенные положения соглашения, это поможет в будущем избежать многих подводных камней. Особенно это важно помнить, поскольку практически все соглашения разрабатываются владельцами франчайза, а значит, созданы в интересах прежде всего самих франчайзеров.
Как известно, самым важным пунктом любого договора являются положения, оговаривающие финансовые обязательства. Как мы уже отмечали, обычно в договоре франчайза финансовые обязательства приобретателя (франчайзи) складываются из выплаты вступительного взноса, регулярных отчислений (роялти) и участия в рекламных расходах. Поэтому особое внимание следует уделить именно этим вопросам. Потребуйте, чтобы в договоре было четко прописано, что конкретно вы получаете после выплаты вступительного взноса.
При этом расплывчатые формулировки типа ноу-хау недопустимы. Обратите особое внимание на порядок выплаты роялти и штрафные санкции. Возможно, стоит их сделать более гибкими? Обязательно включите в оглашение пункт, обязывающий франчайзера предоставлять вам рекламный бюджет и возможность контроля за расходованием средств.
Принципиальным моментом, на который стоит обратить особое внимание, является требование эксклюзивности. Некоторые франчайзеры настаивают на эксклюзивности поставки: работать можно только с их товарами. Такого принципа придерживается, например, Benet-ton. В то же время бывают франчайзеры, которые не настаивают на эксклюзивности, но при этом четко оговаривают обязательную долю своего товара. В процентном отношении она может варьироваться от 5 до 90%.
Если же вас обязали торговать исключительно товарами франчайзера, непременно настаивайте на внесении пункта о штрафных санкциях в отношении франчайзера в случае перебоев в поставках. Это оградит вас от убытков, которые вы можете понести в случае отсутствия наиболее востребованного товара на складе в момент повышенного спроса.
Большинство соглашений франчайза предусматривает закупочные квоты или обязательный закупочный минимум. При этом, подписав договор, вы становитесь в какой-то степени заложником франчайзера, который может обоснованно (а иногда и нет) поднимать цены на свой товар. Желательно прописать порядок пересмотра цен, хотя это и достаточно ложно.
Непременно стоит включить в договор пункт, оговаривающий ваше эксклюзивное! право представлять выбранную марку на конкретной территории. В этом случае вы сможете обезопасить себя от появления конкурентов. Если же франчайзер отказывается предоставить вам такие гарантии, стоит задуматься, насколько выгодно вам будет работать на одной территории с конкурентом, владеющим теми же методиками и предоставляющим аналогичные услуги (товары), что и вы.
Большая часть договоров франчайза предусматривает пункты, значительно ограничивающие права партнера (франчайзи). Прежде всего это запрет открывать магазины конкурирующих сетей.
Другим распространенным требованием является запрет на ведение определенного вида деятельности после прекращения действия франчайзингового соглашения. С одной стороны это оправдано. Даже в относительно небольшой российской практике франчайзинговых партнерств широкое распространение получила практика заключения франчайзинговых договоров с целью получения доступа к проверенным методикам и ноу-хау.
Впоследствии такие недобросовестные партнеры расторгали договора и продолжали вести аналогичный бизнес под несколько другим названием на прежнем, уже «раскрученном», месте.
С другой стороны, запрещая заниматься аналогичной деятельностью в будущем, франчайзер значительно ограничивает права предпринимателя и фактически привязывает его к своей фирме. Предприниматель, решивший расторгнуть сотрудничество, вынужден или сменить сферу деятельности, или оставаться в сети.
Другим неоднозначным моментом является порядок продления франчайзингового соглашения. Как правило, не предусматривается повторное внесение вступительного взноса, но некоторые компании все же требуют заплатить определенную сумму. Чтобы избежать неожиданных сюрпризов в будущем, четко оговорите этот момент на стадии заключения договора.
Серьезные проблемы могут возникнуть, если вы не уделите должного внимания порядку расторжения франчайзингового соглашения. Так, многие франчайзеры, оставляя за собой право разорвать сотрудничество путем уведомления партнера, не предоставляют контрагентам такое же право.
Другими словами, получив в один прекрасный день подобное уведомление, вы в одночасье теряете накатанный бизнес без права вести аналогичную деятельность (см. выше).
И в заключение необходимо предостеречь вас от сотрудничества с непорядочными франчайзерами, цель которых создать как можно большую сеть за счет продажи франчайзы максимальному количеству предпринимателей без оценки их реальных возможностей в указанной сфере. Такие компании интересует возможность собрать как можно больше вступительных взносов, а дальнейшая судьба предприятия их уже мало волнует. К счастью, таких недобросовестных франчайзеров довольно мало. А опираясь на приведенные рекомендации, вы сможете реально избежать большей части подводных камней и максимально полно использовать все бесспорные преимущества франчайзинга.
При написании статьи использовались материалы книги Жерара Дельтей «Франчайзинг».