Наверное, большая часть читателей сейчас внутренне возмутилась!
- Я высококлассный специалист – скажете вы, вся стена моего кабинета увешана дипломами, и окружающие высоко ценят мой профессионализм.
- И что кроме внутреннего удовлетворения дает вам это признание окружающих? Ваша квартира стала больше или у вас появилась новая машина? А когда вам в последний раз повышали зарплату? - извините за нескромный вопрос.
Проблема всех нас в том, что, приспособившись к убыстряющемуся ритму окружающего мира, мы не меняемся внутренне. Большинство из нас по-прежнему считает, что скромность украшает человека. Да, со скромным человеком приятнее общаться: он не заставляет нас чувствовать себя в сравнении с ним ущербнее. Куда приятнее умалчивать о своих достоинствах, чтобы не дай бог не узнать, что ближний твой обладает еще большими талантами. Так мы и живем: серые, невзрачные и незаметные, полные нереализованных амбиций и скрытых обид, наблюдая, как молодые «выскочки», имеющие намного меньше опыта и талантов, бесцеремонно распихивая нас локтями, быстро продвигаются наверх по служебной лестнице.
А дело в том, что ситуация давно изменилась. Попытка создать общество социального равенства, где «от каждого по способностям – всем одинаково», осталось в прошлом. Теперь, если ты считаешь себя лучшим – докажи, что ты лучший. А если быть точнее – убеди нас в этом. Заставь вообще обратить на себя внимание. На первый план выходят внешние атрибуты. Однако важно не просто казаться, важно соответствовать ожиданиям. Только в этом случае вы удержите завоеванные позиции.
Все мы вступаем в эпоху «Я-БРЭНДа». Если вы хотите достичь успеха, а в контексте нашей книги это заработать действительно много денег, вам надо отказаться от большей части предубеждений (реклама – это плохо) и стереотипов (деньги – зло). Это в детском саду были «выскочки» и «ябеды», а во взрослой жизни есть «люди знающие себе цену» и «стукачи» (некоторые ценности остаются неизменными).
За последние 20 лет размеры вознаграждения десяти самых высокооплачиваемых в мире наемных руководителей корпораций возросли на 4300%. Это ли не убедительный повод приложить усилия к тому, чтобы вас воспринимали не просто как специалиста Петрова, а как Уникального Специалиста Петрова, обладание которым повысит статус организации, и, следовательно, за его работу не жалко заплатить любых денег? Ну что чувствуете разницу?
Итак, начнем трансформацию. Для начала попытаемся посмотреть на мир под несколько другим, рыночным углом зрения. Представьте себе, что вся Земля это огромный супермаркет, где на выбор представлены миллиарды различных специалистов. Да, они систематизированы по различным отделам и классам, но, как и при походе в супермаркет, покупатель (работодатель/инвестор) просто не имеет времени долго искать. Скорее всего, выбор падет на несколько наиболее ярких и необычных людей (упаковок), и чем более уникальным будет специалист (товар), тем скорее он привлечет внимание. При таком подходе к действительности просто не возникает обиды. Вы сами постоянно делаете выбор друзей и знакомых по такому принципу. Смиритесь с реальностью и обратите ее в свою пользу. Подумайте хотя бы о том, насколько легче вам будет завоевать известность в нашей, только набирающей темп стране, чем, например, в США, где даже подростки знают о необходимости самопозиционирования.
Теперь перейдем к этапу создания привлекательной «упаковки». Прежде всего, напишите перечень определений, описывающих преуспевающего, с вашей точки зрения, человека. Пишите до тех пор, пока не выдохнитесь.
На следующем этапе постарайтесь непредвзято оценить впечатление, которое вы до сегодняшнего дня производили на окружающих. Попросите коллег помочь вам в этом. Для начала дайте им прочитать эту главу, а потом обменяйтесь любезностью дать объективную характеристику друг другу. Обязательно попросите дать ваше описание в письменной форме и договоритесь вскрыть послание только дома. В этом случае вы не выплеснете свое разочарование и возмущение на человека, оказавшего вам услугу, а, спокойно обдумав все дома, решите, какие шаги стоит вам предпринять, чтобы изменить ложное восприятие.
Сравните полученный перечень с идеалом. Ну и как ощущения?
По крайней мере, теперь вы точно знаете, что именно надо менять. Как известно, первое впечатление о человеке дает внешний облик. Переоцените весь свой гардероб. Что носят преуспевающие люди в вашей сфере? Отныне вы должны одеваться также, но не идентично. Вы же хотите выделяться из толпы преуспевающих индивидов, а не сливаться с ней, не так ли? Это может быть выбор вашего «фирменного» цвета для всей одежды или необычные декоративные запонки, например. Главное всегда обладать индивидуальностью.
Не менее пристальное внимание надо уделить выбору наручных часов, органайзера, ручки, бумажника и портмоне. Именно из таких мелочей складывается образ в целом.
И напоследок, вы можете носить костюм от Армани, но если ваша речь изобилует сленгом и словами паразитами, желаемый образ будет трещать по швам. То же касается и навыков делового письма. Многие партнеры по бизнесу в эпоху Интернета даже не видят друг друга, и потому навыки эпистолярного жанра по-прежнему важны в деловой среде.
Итак «упаковка» готова, пора выводить брэнд на рынок. Не упускайте не малейшего повода «засветиться» в обществе. На начальном этапе создания «узнаваемости» брэнда для вас есть только один закон: «Тусоваться, тусоваться и еще раз тусоваться!». Стремитесь попадать на все мероприятия, на которых будет нужная вам публика. Будьте всегда на виду. Обменивайтесь на право и на лево визитными карточками (надеемся, они у вас столь же тщательно продуманы, как и гардероб). Если нужные вам люди посещают спортзал или теннисный клуб – запишитесь туда. Не упускайте ни единой возможности войти в контакт с интересующим вас человеком.
Великолепный способ создать себе имя – СМИ. Которые, к слову, не особо поощряет бесплатный PR . Однако из любой ситуации можно попытаться найти выход. Вы можете, например, отправить в деловые издания свой взгляд на затрагиваемые в ее статьях проблемы, поделиться опытом создания бизнеса или секретами профессионального мастерства. И если материал окажется действительно интересным, вполне возможно его опубликуют.
Вообще самореклама великолепная вещь. И если вы думаете, что она плод развития информационных технологий, то вы глубоко ошибаетесь. Вот вам классический пример.
Когда гениальный английский писатель Бернард Шоу издал свою первую пьесу, его книгу никто не покупал. Многие книжные магазины даже отказывались ее брать на реализацию. Любого другого подобная реакция публики заставила бы опустить руки и засомневаться в своих способностях. Но в том и отличие действительно великого человека, что ему даже в голову не придет поставить свой талант под сомнение. Если причина не во мне, то в чем дело? – задал он себе вопрос. И пришел к очевидному выводу: проблема в том, что книги неизвестного автора никого не интересуют. Выход один – создать себе известность. Или ее иллюзию.
Итак, Бернард Шоу в лучших традициях секретных агентов начал менять внешность и ходить по всем книжным магазинам под видом покупателя, спрашивая книги Бернарда Шоу. На недоуменные вопросы продавцов: «кто это?» Он делал «большие глаза» и спрашивал: «Как, вы не знаете Бернарда Шоу?! Это же величайший писатель современности».
Посетив под разным видом один и тот же магазин несколько раз, он быстро приводил хозяина к мысли о том, что его магазину срочно требуется иметь в продаже книги Бернарда Шоу. Издатель, видя подобный спрос со стороны магазинов, тоже делал соответствующие выводы, и слава Бернарда Шоу начала расти как снежный ком. Да, конечно, он был гениален. Но понятие «непризнанный гений» вошло в поговорку. И если вы хотите при жизни испытать все прелести успеха, стоит позаботиться об этом самим.
Самый быстрый способ заставить, о себе заговорить совершить что-нибудь из ряда вон выходящее. Гениальным мастером эпатажа был испанский художник Сальвадор Дали. Однако и современный шоу-бизнес демонстрирует немало шокирующих примеров. Чего стоит откусывание головы живому голубю перед телекамерами Оззи Осборном…
Мы, конечно, не предлагаем вам заходить столь далеко. Более того, скандал вокруг вашего имени в некоторых сферах деятельности может даже поставить крест на всей карьере. Но наше дело лишь рассказать о возможностях, а адаптировать советы к своим конкретным условиям – ваша задача.
Итак, еще один действенный совет выделиться из толпы. Если у вас есть машина – сделайте ее самой необычной в городе. Что для этого надо? Краски и немного фантазии. Главное не останавливаться на полумерах. Если уж разрисовать, то так, чтобы прохожие останавливались. И конечно ее внешний вид не должен диссонировать с образом, который вы пытаетесь себе создать.
Обратите внимание, мы еще даже не коснулись профессиональной сферы. Но здесь мы считаем вас специалистом, и потому ограничимся общими рекомендациями: заведите свою персональную страничку в Интернете, где можно разместить образцы работ и рассказать о своих достижениях, ведите архив «имени себя» в который собирайте все отзывы о выполненных вами работах (не стесняйтесь попросить довольного заказчика черкнуть несколько благодарственных слов). Стремитесь, чтобы ваша работа максимально способствовала процветанию фирмы, и не забывайте подчеркивать свой вклад перед руководством. И главное уважайте и цените себя сами. Мы получаем такую жизнь, которую заслуживаем. И если вы считаете, что на работе вас недооценивают и продолжаете там работать, то это уже проблемы не вселенской несправедливости, а лично ваши. Так что давайте отбросим сомнения и двинемся вперед к собственному бизнесу.