Прежде всего, необходимо уяснить особенность этого бизнеса и возможные его модели. Компьютерный клуб относится к предприятию сферы услуг, основная функция которого – предоставление в аренду населению отдельных компьютеров и установленного в них программного обеспечения. Моделями являются:
·компьютерный клуб (основной предмет аренды – компьютерные игры)
·компьютерный интернет-клуб (помимо компьютерных игр добавляется услуга доступа к сети интернет)
·интернет-кафе (наиболее объемная модель, соединяющая в себе компьютерный зал с доступом в сеть интернет и небольшую барную стойку с 2-3-мя столиками).
Интерес к данному бизнесу не ослабевает по причине постоянно растущего спроса. Информатизация нашего общества увеличивается с каждым годом и до предела еще далеко. Повсеместно в школах начинают преподавать информатику, в институтах рефераты принимаются только в печатном (на ПК) виде, на работе от служащих все чаще требуют знания ПК, да и в быту компьютер уже перестал быть просто дорогой игрушкой. Однако стоимость современных аппаратных средств (300-500 дол. США) пока еще «неподъемна» для рядового гражданина и здесь на помощь приходят компьютерные клубы. За небольшую плату любой посетитель может получить от компьютера все что пожелает (в пределах разумного), и если для детей основное - компьютерные игры, то взрослых интересуют вещи более практичные – «всемирная паутина» предоставляет широкие возможности для общения и поиска необходимой информации. В последнее время появились также онлайновые игры, которые требуют наличия интернет-доступа. В этом случае компьютерные клубы предоставляют своим клиентам не просто возможность стать участником интересной игры, а фактически вести вторую жизнь наравне с реальной – виртуальную, где каждый может создать себе другое «я», порой совершенно отличное от первого.
Но не только постоянно растущий спрос вызывает интерес предпринимателей. В обществе постоянно муссируются слухи о сверхприбыльности этого вида бизнеса, где при сравнительно небольших затратах, которые может себе позволить любой начинающий бизнесмен, компьютерные клубы окупаются менее чем за полгода. На самом деле на один удачный проект приходятся десятки и сотни клубов, влачащих жалкое существование, независимо от числа компьютеров - 10 или 100.
Как правило, владельцы компьютерных клубов делятся на две категории: узнающих в компьютере только кнопку включения и профессионально связанных с информатикой. Заметим, что компьютерный клуб не является исключительно техногенным проектом, поэтому у обеих категорий есть и сильные и слабые места. Собрать компьютеры и смонтировать локальную сеть недостаточно, необходимо еще правильно организовать сам бизнес-процесс, при котором из круговорота денег будет регулярно выпадать осадок в виде достаточной прибыли.
Предпринимательство в сфере компьютерных клубов складывается из технической (компьютеры, локальная и электрическая сети, программное обеспечение) и тактической (помещение, уровень ремонта, дизайн интерьера, организационный подход к ведению бизнеса) составляющих. С учетом сказанного выделяются и две основные ошибки начинающих владельцев компьютерных клубов.
Люди, не связанные с компьютерами, но имеющие непосредственное отношение к бизнесу, профессионально выбирают помещение с небольшой арендной платой, не требующее дорогого ремонта, расположенное на оживленной магистрали города, которое будет обеспечивать необходимую клиентуру. Но устанавливают в это помещение неграмотно собранные компьютеры, вынуждены доверяться постороннему системному администратору, который не заинтересован в получении прибыли, а потому безразличен к качеству и количеству программного обеспечения, каналу интернет-доступа и подготовке дежурных администраторов. Поэтому более 20% компьютерного оборудования в таких клубах постоянно находится в нерабочем состоянии, а в оставшейся части функционально работает только безопасный режим операционной системы. Такое положение отпугивает клиентов, заставляя обращаться их к услугам конкурентов.
«Академики» от информатики, наоборот, собирают прекрасные недорогие компьютеры, организуют грамотно распределенную локальную сеть, «тонко» настраивают операционную систему и систему резервного копирования, позволяющую в случае сбоя восстановить работоспособность компьютера в считанные минуты, постоянно устанавливают новые игры, организуют файл-сервер с фильмами и музыкой. Но все это происходит или в каком-нибудь подвале на краю промышленной зоны, или в современном торговом центре с заоблачной суммой арендной платы. И все великолепие технической организации процесса не может принести достаточной прибыли, потому что в одном случае просто некому приносить эту прибыль, а в другом - арендная плата поглощает все доходы, а иногда и превышает их.
Осознавая свои слабые места, будущие владельцы замыкаются на волшебных словах «бизнес-план компьютерного клуба», полагая, что он восполнит им пробелы в знаниях. Однако большинство бизнес-планов, встречающихся в сети Интернет или распространяемых в печатном виде в составе книг сборников бизнес-планов, не может удовлетворить спрос начинающих предпринимателей: эти бумаги написаны такими же жаждущими бизнеса новичками, не основаны на реальном опыте, и потому не несут в себе ценной информации. Только десятая часть всех планов принадлежит перу уже состоявшихся владельцев клубов, и здесь все зависит от способности автора изложить свой практический опыт на бумаге. Такая коммерческая информация не может быть бесплатной, что далеко не всегда понимают потенциальные хозяева клубов. В погоне за экономией они руководствуются бесплатными бизнес-планами, что почти всегда приводит к фиаско.
Прибыль компьютерного клуба не имеет прямой зависимости от количества установленных машиномест. И порой владелец небольшого компьютерного клуба на 10 компьютеров зарабатывает столько же или даже больше, чем владелец интернет-кафе на 50 машиномест. Основные критерии здесь – занятость и средняя цена за час.
Занятость компьютерного клуба – это среднее время за сутки (в абсолютных и относительных единицах), которое оплачено клиентами. Естественно, что оно отличается в выходные и будние дни, поэтому к вычислениям всегда принимается средняя величина. Интересно, что некоторые бизнес-планы в интернете предусматривают 24-х часовую занятость каждого машиноместа, т.е. 100%, что является просто абсурдом. Любой владелец (кроме центральных и клубов-монополистов) скажет, что ночью используются не более 5-7 компьютеров, а по утрам практически все заведения пустуют. Поэтому говорить о 100% занятости для клуба даже с 5-ю компьютерами бессмысленно. Занятость приносящих прибыль компьютерных клубов - 30 - 60 % и зависит от количества машиномест (в общем случае обратно пропорциональна ему) и емкости потока клиентов в данном помещении.
Средняя цена аренды игрового компьютерного времени в клубах всегда одинакова и колеблется по России от 10 до 40 рублей за час. Интернет-доступ тарифицируется практически так же, только к сумме аренды самого компьютера прибавляется стоимость предоплаченного трафика. Такая стабильность ценовой политики вполне очевидна: программное обеспечение во всех клубах абсолютно одинаково (Windows, Counter-Strike, Warcraft, Starcraft и т.д.), а аппаратное - отличается разве что торговой маркой сборщика системных блоков. В таких условиях доход компьютерного клуба целиком зависит от занятости и поэтому хороший бизнес-план должен содержать в обязательном порядке расчет соотношения занятости и средней цены за час.
Что касается интернет-доступа, то здесь сложилась такая же типичная ситуация. Сегодня мегабайт трафика в различных клубах продается по одинаковой цене - около 3 рублей. Примерно за эти деньги информация покупается у провайдеров, несмотря на обилие последних. Дело в том, что небольшой компьютерный зал в спальном районе города, посещаемый в основном местными жителями, обычно потребляет около 5 Гб в месяц. При таком объеме информации и хорошем канале (более 1Мб/с) все провайдеры, словно сговорившись, требуют 7-10 центов США за мегабайт. Причем, если у провайдера второго уровня в абонентскую плату уже входит предоплаченный трафик, то провайдер первого уровня требует дополнительные деньги за «поддержание канала связи», что сводит на нет эффект от вдвое меньших затрат, расходуемых на трафик, и приводит к одинаковой конечной цене мегабайта информации.
Проблема тарификации трафика решается двумя способами. Первый заключается в ограничении канала доступа каждой рабочей станции клуба до экономически целесообразного уровня в 64 кбит/с, при которой физически не удается скачать больше информации, чем оплачено. В тоже время такая скорость соединения уже не может удовлетворить современного пользователя. Второй способ – применение биллинговых систем внутри клуба (перепродажа трафика посетителям клуба): в стоимость часа интернет-доступа входит стоимость предоплаченного трафика и дополнительного – 3 рубля. Недостаток способа – высокая цена для рядового пользователя.
Из-за нашей действительности все модели компьютерных клубов делятся еще на две категории: легальную и подпольную. Первоначальная привлекательность бизнеса омрачается лицензионной политикой компаний-правообладателей программного обеспечения. Недостаточно просто купить компьютеры и объединить их в локальную сеть, необходимо установить на них лицензионное программное обеспечение, суммарная стоимость которого может увеличить первоначальные расходы в полтора раза. Жесткую позицию в этом вопросе занимает корпорация Майкрософт. Условие коммерческого использования ее основного продукта однозначное: на каждый компьютер должна быть установлена отдельная копия Windows. Таким образом, устанавливая в своем клубе 20 компьютеров, владелец обязан приобрести 20 лицензионных копий операционной системы (стоимость Windows XP Home OEM - не менее 70 дол.США).
Основное программное обеспечение клубов - компьютерные игры, также являются предметом правообладания различных организаций, которые не отстают от Майкрософт в погоне за прибылью. Каждая лицензионная игра должна быть куплена в том количестве копий, в котором она установлена в компьютерном клубе. И если известного монополиста можно понять, то позиция правообладателей компьютерных игр более чем странная. Клубы, устанавливая у себя новые современные игры, рекламируют их среди своих пользователей и, заинтересовывая в покупке для домашнего использования, стимулируют рост продаж у правообладателей.
Исходя из своих финансовых возможностей владельцы компьютерных клубов делятся на сторонников и противников политики лицензирования программного обеспечения (соответственно и сами клубы - легальные и подпольные), потому что не заплатив хотя бы за один документ, нет смысла платить и за остальные. Поэтому большинство мелких клубов существуют без Rental Agreement, сертификата СЭС, разрешения на право деятельности и т.д. Что интересно, такой вариант более привлекателен для бизнеса, так как небольшие заведения окупаются значительно быстрее, чем крупные, ввиду более высокой занятости и меньшей капиталоемкости.
Наши граждане жаждут приобщиться к непонятной им пока информатизации и компьютеризации. И что же их ждет? Подвальные помещения, сырые стены, морально устаревшая техника, модемный интернет – типичный облик большинства компьютерных клубов нынешней России. Впрочем, это постоянные спутники периода первоначального накопления капитала. Данный период тянется в этой сфере бизнеса уже несколько лет и близится к концу. Крупный капитал обратил внимание на компьютерные клубы, которое скоро перерастет в интерес и тогда потребность нашего общества в информатизации будет удовлетворена. Пока свободные места на этом рынке остались и желающие еще могут занять свою нишу. Так что спешите обогатиться (разориться).
Автор статьи: Дмитрий Петров.