Извечное стремление заказчика общаться с Мастером, которое происходит еще из глубокого Средневековья с его цехами, укоренено в наших генах. Его усыпил пост-военный экономический бум с одной стороны, а с другой - глобализация структур удовлетворения спроса, проще говоря - создание глобальных корпораций с разграничением труда, но объединением рынков сбыта. Нас приучили выбирать бренд, а не продукт. И мы поверили, что так лучше - зачем эти лишние усилия, если тебя уже все решили, тебе предлагают готовое решение. Это и понятно, перепроизводство требовало поскорей сбыта, жизненные циклы продуктов резко сокращались, и на помощь поспешил маркетинг, гордо заявил, что «продать можно все, ведь продается упаковка, а не то, что в ней». И это была правда, это не
сочинение!
Эпоха Мастера завершилась, ведь Мастер во-первых, делал продукт, который жил дольше и который был качественным, чем это было необходимо глобальном рынке, а во-вторых, он не умел его продавать так, как живые ребята из отделов продаж. Продукт, который изготовил Мастер носил на себе отпечаток личности и его было трудно упаковать в крикливую и безликую упаковку, чтобы поместить в такой же безликий «ассортиментный ряд».
На смену Мастеру пришли Менеджеры. Мастер никуда не делся - оживленные ребята из отделов продаж все же не могли выполнить его работы, но он отошел на задний план. А отойдя, не является Мастером, а стал производителем, «вендором», одним из тех, что стоят за станками или управляют автоматизированными линиями производства. На этикетках начали большими буквами писать название бренда, 90% площади стал занимать логотип, а данные о производителе и еще пишут мелким шрифтом где-то снизу. Мастер отошел в тень, чтобы не сказать - умер, его основным заказчиком стал не конечный потребитель, а отдел продаж и маркетинга.